Четверг, 28.03.2024, 15:36
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Октябрь » 19

На Ямале найдено Лукоморье?



Еще в середине XX века исследователи творчества А. Пушкина предположили, что известные строки из поэмы «Руслан и Людмила» являются не плодом фантазии поэта, а описанием реального географического объекта. В качестве Лукоморья - «места, где река встречается с лукой моря» - рассматривали несколько возможных «кандидатур». Впоследствии исследователи сошлись во мнении, что Лукоморьем  может оказаться Обская губа - место впадения Оби в Карское море.

Подтверждение тому несколько дней назад получила археологическая экспедиция исторического факультета Югорского университета, ведущая раскопки городища VII века на реке Пята-Юн в Ямало-Ненецком автономном округе. На глубине полутора метров учеными обнаружены остатки гигантского дерева, предположительно дуба, имевшего некогда размер до трех метров(!) в обхвате. Эта уникальная находка в корне меняет существующие научные теории о прошлом Сибири, ее климатической и биологической истории.

Удивительно, но через день после обнаружения дерева, неподалеку были найдены несколько золотых изделий грубой ковки, похожих на элементы декоративной цепи. Датируются они серединой V века до нашей эры. Каждое из них весит от 120 до 480 граммов. По предварительному заключению ученых, материал и способ изготовления этих фрагментов сходны с аналогичными археологическими находками в скифских курганах в Причерноморье. Кроме того, из тундровой земли извлечено огромное количество костей животных, весьма напоминающее остатки жертвоприношений.

В середине мая на Ямал вылетает комплексная археологическая экспедиция Академии наук России под руководством академика П. ого. Высказано предположение, что это сакральное место являлось некогда объектом паломничества гипербореев - прародителей финно-угорских народов и славянских племен. Кто знает, может быть вскоре там будут найдены и следы того самого легендарного существа, которое «песнь заводит»?..
Просмотров: 1302 | Добавил: ZEBOL | Дата: 19.10.2012 | Комментарии (3)

ЧУДЬ И СИРТЯ 


С преданиями о чуди самым непосредственным образом связаны северные предания о народе сиртя (сихиртя, сииртя, сирчи), обитавшем в тундре до прихода ненцев. По преданиям, сиртя были маленького роста, носили красивую одежду с металлическими подвесками. У них были белые глаза (вспомним "чудь белоглазую”), говорили слегка заикаясь. Домами сиртя служили высокие песчаные сопки. На поверхность тундры они выходили по ночам или в туман; обитали под землей, где ездили на собаках и пасли мамонтов "я хора” (земляных оленей). 
  

 
Прорезная бляха. Трехликий крылатый человеколось на ящере. VII-VIII вв. Бронза, литье. р. Ухта. 

Последнее обстоятельство в контексте нашего исследования заслуживает того, чтобы остановиться на нем подробнее. 
Различным группам хантов зверь-мамонт известен как вес (вэс). В некоторых случаях имя веса подвергалось табуированию, и тогда он фигурировал как вой (зверь). 
Описывают это существо следующим образом: "белый, живет в воде, в ямах”, "как кит, говорят, всплывает”, "из воды выползает, под вид тюленя”, "крокодил, землю роет по берегу, в воде живет”. 
С именем веса связан целый ряд топонимов, например озеро Весынг-лор ("Озеро веса”), располагающееся на левом берегу реки Казым, к юго-востоку от деревни Юильск (Северная Тюмень) – примечательно, что неподалеку располагается бор со святым местом хантов. 
По правому берегу Казыма, рядом с устьем реки Сорум, слева от устья, находится проточное озеро-старица Весынг-вэри ("Старица веса”). Примечательно, что со слов сорумского ханты Данил Петровича Захарова: "в этой старице крокодилы живут, звери – большие, как акулы”! 
Неподалеку от озера Весынг-вэри располагается яр Вес-имисангхум ("Яр женщины-веса”). Там также находилось священное место, которому поклонялись ханты. Обратим внимание, что в означенном топониме упомянут "вес” женского пола. 
У шурышкарских хантов известно озеро Вес-тор ("Озеро мамонта”), Вес-тор-курт ("Деревня озера мамонта”), у среднеобских – Вес-емтор-сан ("Ручей озера мамонта”), у ваховских – Весынг-эмтор ("Озеро мамонта”), у хантов реки Сыни – Весынг-курт ("Деревня мамонта”). 
Этнографическими исследованиями установлено, что народы Сибири (ханты, манси, селькупы, эвенки) считали мамонта подводным или подземным животным с рогами и не сомневались в его реальном существовании. При этом мамонт наделялся одновременно признаками сухопутного (лось, олень) и водного животного, приобретая образ полузверя-полурыбы. 
Представления о мамонте как о подземном существе отражены в самом его наименовании, таком как "земляной бык”, или "земли олень самец”, которое обнаруживается у ненцев (янг-хора), у хантов (мув-хор, мув-хар, мы-хор), у манси (ма-хар). У якутов мамонт именовался у-огуса ("водяной бык”) и считался духом-хозяином воды! 
А ханты реки Сыни называли мамонта йинк-вой ("водяной зверь”), при этом, считая, что он живет в земле и имеет большие зубы или рога. 
В контексте нашего исследования представляет значительный интерес, то обстоятельство, что представления о звере-мамонте у народов Сибири (главным образом северной ее части) имели ярко выраженную религиозную окраску. Мамонта считали священным животным. Так, по свидетельству мозямского ханты Семена Ивановича Юхлымова, знатока и исполнителя фольклорных произведений своего народа, "все те, которые под землей” подчиняются двум главным подземным богам, называемым курснгэн-веснгэн ("боги-весы”) (здесь прямо-таки невозможно удержаться от того, чтобы не отметить характерную перекличку с сюжетными рефренами произведений известного писателя и визионера Говарда Филлипса Лавкрафта). Неудивительно, что места связанные с обитанием мамонта-веса, считаются у хантов святыми (1). 
Уже знакомый нам Сигизмунд фон Герберштейн, в "Записках о Московии” писал: в Сибири "имеется великое множество птиц и различных животных, каковы, например, соболи, куницы, бобры, горностаи, белки и в океане животное морж... Кроме того, Вес, точно так же белые медведи, волки, зайцы” (2). Характерно, что таинственный Вес помещается здесь в один ряд с вполне реальными животными. 
П. Городцов, приводя западносибирский цикл сказаний о мамонтах у обских угров, сибирских татар и русских пишет: "Мамонт существует на земле и до сих пор, только в небольшом количестве: это животное теперь очень редко. Ранее же – в прежние времена – мамонтов водилось на земле, несомненно, гораздо больше. Мамонт своим внешним видом и строением тела напоминает быка или лося, но размерами своими он значительно превышает этих животных: мамонт в пять-шесть раз больше самого большого лося. На голове у мамонта имеются два громадных рога: рога его гладкие, розовые и чистые, слегка изогнутые, как у быка, но не ветвистые, как у лося. Копыта у него раздвоенные. Как и чем питается мамонт – неизвестно; говорят, что он питается каким-то составом, имеющим вид камня. <...> Мамонт живет исключительно в земле и притом на значительной глубине (неподалеку от берегов большой реки мамонт роет себе в земле логовище-пещеру и оттуда ходит на водопой). <…> Мамонт не любит солнечного света... Во все летние месяцы мамонт укрывается в земле. В зимнее же время, когда речная вода укрыта от солнечного света толстым льдом и снегом, мамонт любит проводить время в самой реке, в воде подо льдом. <…> Мамонт по своему нраву животное кроткое и миролюбивое, а к людям ласковое, при встрече с человеком мамонт не только не нападает на него, но даже льнет и ластится к человеку”. 
Кротость мамонта иногда подтверждается в Сибири рассказами, напоминающими популярное во многих областях России повествование о случайно провалившемся под землю и зазимовавшем там человеке. Зимует он со змеями, а в сибирской версии сюжета — с мамонтом. Мамонт (как и змей) не трогает пришельца; даже "ластится” к нему. Он указывает ему камень, лизнув который можно насытиться, а весною выводит на берег реки. 
Подробное исследование сибирских поверий, связанных с мамонтом и "мамонтовыми костями”, было предпринято В.Н. Татищевым во время разыскания им, по указу Петра I, рудных месторождений. Описание мамонта в его материалах совпадает с описаниями XIX–XX вв.: "Сей зверь, по сказанию обывателей, есть великостию с великого слона и больше, видом черн, имеет у головы два рога, которые по желанию своему двигает такс, якобы оные у головы на составе нетвердо прирослом были. <...> Оной зверь живет всегда под землею, с места на место приходит, очищая и предуготовляя путь себе имущими рогами, якобы некоторыми снастьми, но не может никогда на свет выттить; когда же он так близко к поверхности земли приближится, что воздух ощутит, то умрет. О пище его не что иное мнят, как токмо самая сущая земля, притом же некоторые сказуют, что он не может в тех местах жить, где люди на земли поселились, но удаляется в места пустые и ненаселенныя” (3). 
Следует отметить наличие определенных совпадений между изображениями чудских ящеров и соответствующими описаниями мамонта-веса. В частности, нижняя челюсть ящеров имеет ярко выраженную форму загнутого кверху клыка или бивня, каковой присутствует и в описаниях мамонта-веса. 
В предании, записанном в 1900 году, рассказывается как однажды старый могущественный шаман вызвал "холбут аiбi” ("тень мамонта”), взобравшись на спину "тени ... Читать дальше »
Просмотров: 2379 | Добавил: ZEBOL | Дата: 19.10.2012 | Комментарии (0)