15:10 САСАНИДСКОЕ СЕРЕБРО | |
Древнеиранские
изделия из серебра (посуда, монеты, украшения), поступавшие в
результате торгового обмена на территории Пермского края в эпоху раннего
средневековья в 6 – 7 вв. Находки драгоценной утвари происходят из
случайных дореволюционных сборов и кладов.
Многие
из предметов сасанидского искусства аккумулировались в знаменитой
коллекции Строгановых, откуда впоследствии попали в фонды
Государственного Эрмитажа. Иногда драгоценные раритеты обнаруживались на
святилищах, и крайне редко (в основном монетный материал) – в ходе
раскопок средневековых некрополей. Следует отметить, что к
зороастрийским сюжетам сасанидской торевтики крайне близка драгоценная
утварь среднеазиатского (согдийского) производства (кон. 7 – перв. пол. 9
вв.), которая представлена в археологических древностях края.
Наиболее
известные находки сасанидского (среднеазиатского) серебра: Вереинский
клад (Чусовской р-н), в составе которого найдены серебряное блюдо с
портретом шаха Шапура II, охотящегося на кабанов; блюдо с изображением
двух баранов у дерева и чаша, украшенная рельефными фигурами всадников,
охотящихся на львов; Мальцевский клад (Кудымкарский р-н) – серебряный
кувшин с изображением крылатого верблюда, блюдо с изображением охоты
царя на тигра, блюдо с изображением орла и газели; Климовский клад
(Кудымкарский р-н) – блюда с изображением шаха Шапура III и леопарда;
блюдо с изображением тигрицы у дерева и т. д.
Помимо
сасанидской и среднеазиатской драгоценной утвари, в кладах вместе с
ними встречались предметы ранневизантийской торевтики. Кроме того, на
памятниках ломоватовской и неволинской культуры встречается сасанидский
монетный материал в виде драхм Кавада I, Пероза, Замаспа, Хосрова I,
Хосрова II (Бартым, Усть-Сылва, Верх-Сая и т. д.). Средневековыми
древними общинами Пермского края сасанидская (среднеазиатская) импортная
драгоценная утварь использовалась в качестве культовых предметов и
сохранялась в кладах и святилищах вплоть до 11 – 12 вв. Монеты
использовались в качестве украшений. Сасанидское (среднеазиатское)
серебро оказало серьёзное художественное влияние на отдельные сложные
сюжеты культового литья местного средневекового населения – пермский
звериный стиль. (Лит.: Бадер О. Н. На заре истории Прикамья / О. Н.
Бадер, В. А. Оборин. Пермь : Кн. изд-во, 1958. 244 с.; Бадер О. Н.
«Серебро Закамское» первых веков нашей эры / О. Н. Бадер, А. П. Смирнов.
М., 1954. 26 с., [3] л. ил.; Вильданов Р. Ф. Влияние сюжетов
сасанидского и согдийского серебра на образы пермского звериного стиля /
Р. Ф. Вильданов, А. Ф. Мельничук // Вестник Пермского университета.
История. 2005. Вып. 5. С. 66-69; Даркевич В. П. Художественный металл
Востока VIII-XIII вв.: произведения восточной торевтики на территории
европейской части СССР и Зауралья. М.: Наука, 1976. 199 с.; Тревер К.
В., Луконин В. Г. Сасанидское серебро: собрание Государственного
Эрмитажа / К. В. Тревер, В. Г. Луконин. М., 1987. А. Ф. Мельничук)
К наиболее популярным сюжетам относятся изображения фантастических существ с чертами птицы и головой волка, собаки, и птицеподобные существа с изображением на груди человеческого лица, нередко на теле птицы - фигура стоящего в рост человека. В связи с параллелями арийской и финно-угорской мифологии хочется обратить внимание на один сюжет - культ медведя на Урале, как хозяина леса и угорское предание о том, что именно медведь принес людям огонь и научил им пользоваться. В арийской мифологии также есть образ медведя Анграоши, как Хранителя священного Огня, Света и знаний. «Пермский звериный стиль», бесценный памятник культуры чуди, исчезнувшего народа, по легенде ушедшего под землю. Впрочем, некоторые исследователи считают, что чудь – это общее название для нескольких малых народов, населявших Урал и Западную Сибирь. И, наконец, еще один косвенный, но очень существенный фактор - многочисленные находки ритуального персидского серебра (блюда, кувшины) Сасанидской эпохи на территории Пермского края. Большинство находок хранится сейчас в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Традиционно их появление считается результатом торговых связей населения Пермского края с Ираном. Современная археология доказала, что Камский торговый путь и в Древнем мире и в Средневековье был очень активен и насыщен всевозможными товарами со всего света. Но возникает ряд вопросов. Почему обилие находок Сасанидского серебра локализовано преимущественно (до80% всех известных в мире кладов иранского серебра) именно Пермским краем? И, почему, при столь обширных торговых связях, мы не находим на Пермской земле в таком же количестве изделия из Египта, Греции, Рима, Китая? (Они, разумеется, есть, но их значительно меньше). Чем объяснить находки именно Иранского, именно Сасанидского (т.е. времен, когда Зороастризм был государственной религией в Иране), именно ритуального (использовавшегося в культовых целях) серебра и именно на территории Пермского края? Вполне логичным было бы предположение о неких символических дарах к легендарному месту рождения пророка Заратуштры от тех, кто продолжал исповедовать эту религию. История знает многочисленные примеры подобных "хаджей" в "Святую землю" Это, конечно, всего лишь версия, но весьма интересная, позволяющая в свете последних археологических открытий по-новому взглянуть на нашу историю. Конечно, дальнейшая история персидского серебра была неоднозначна, возможно, оно действительно переходило из рук в руки и таким образом оказалось впоследствии в многочисленных кладах, где и было найдено вместе с Византийской посудой, Сасанидскими, арабскими и Среднеазиатскими монетами в 18-20вв. Но, что интересно, многие серебряные сасанидские блюда продолжали использоваться в культовых целях уже пермскими шаманами (сохранились процарапанные ими магические знаки). Т.е. местное население знало о ритуальной сути предметов, а не использовало их только лишь как объект материального накопления. Таким образом, факт присутствия ариев на Урале в предполагаемое время рождения Заратуштры и их культурное влияние на пришедшее им на смену местное население, является объективным. А версия рождения пророка Заратуштры в районе Перми вполне вероятной. Но главное даже не в том, сможем ли мы достаточно точно и достоверно локализовать место рождения первого Пророка человечества. Территории, претендующие на титул "Родины пророка", есть и в Иране, и в Азербайджане, в Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Афганистане. Споры идут не одну тысячу лет и, видимо, будут длиться еще долго. Но ведь гении принадлежат всему миру. И главное, это их идеи, их мысли, преодолевающие время и пространство, связующие различные эпохи и цивилизации. Заратуштра, родившийся, по мнению ряда ученых на Уральской земле, вернул людям почти забытое учение ариев о Добре и зле, их веру в Единого и Премудрого Бога-Творца, противостоящего духу разрушения. Проповеди Заратуштры возродили духовное наследие Арктиды. Мнение современных ученых единогласно - его идеи повлияли на все мировые религии, философию, науку и культуру нашей планеты, став стержнем человеческой цивилизации. | |
|
Всего комментариев: 0 | |