Вторник, 03.12.2024, 21:36
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Январь » 18 » САСАНИДСКОЕ СЕРЕБРО
15:10
САСАНИДСКОЕ СЕРЕБРО
Древнеиранские изделия из серебра (посуда, монеты, украшения), поступавшие в результате торгового обмена на территории Пермского края в эпоху раннего средневековья в 6 – 7 вв. Находки драгоценной утвари происходят из случайных дореволюционных сборов и кладов.
Многие из предметов сасанидского искусства аккумулировались в знаменитой коллекции Строгановых, откуда впоследствии попали в фонды Государственного Эрмитажа. Иногда драгоценные раритеты обнаруживались на святилищах, и крайне редко (в основном монетный материал) – в ходе раскопок средневековых некрополей. Следует отметить, что к зороастрийским сюжетам сасанидской торевтики крайне близка драгоценная утварь среднеазиатского (согдийского) производства (кон. 7 – перв. пол. 9 вв.), которая представлена в археологических древностях края.

Наиболее известные находки сасанидского (среднеазиатского) серебра: Вереинский клад (Чусовской р-н), в составе которого найдены серебряное блюдо с портретом шаха Шапура II, охотящегося на кабанов; блюдо с изображением двух баранов у дерева и чаша, украшенная рельефными фигурами всадников, охотящихся на львов; Мальцевский клад (Кудымкарский р-н) – серебряный кувшин с изображением крылатого верблюда, блюдо с изображением охоты царя на тигра, блюдо с изображением орла и газели; Климовский клад (Кудымкарский р-н) – блюда с изображением шаха Шапура III и леопарда; блюдо с изображением тигрицы у дерева и т. д.
Помимо сасанидской и среднеазиатской драгоценной утвари, в кладах вместе с ними встречались предметы ранневизантийской торевтики. Кроме того, на памятниках ломоватовской и неволинской культуры встречается сасанидский монетный материал в виде драхм Кавада I, Пероза, Замаспа, Хосрова I, Хосрова II (Бартым, Усть-Сылва, Верх-Сая и т. д.). Средневековыми древними общинами Пермского края сасанидская (среднеазиатская) импортная драгоценная утварь использовалась в качестве культовых предметов и сохранялась в кладах и святилищах вплоть до 11 – 12 вв. Монеты использовались в качестве украшений. Сасанидское (среднеазиатское) серебро оказало серьёзное художественное влияние на отдельные сложные сюжеты культового литья местного средневекового населения – пермский звериный стиль. (Лит.: Бадер О. Н. На заре истории Прикамья / О. Н. Бадер, В. А. Оборин. Пермь : Кн. изд-во, 1958. 244 с.; Бадер О. Н. «Серебро Закамское» первых веков нашей эры / О. Н. Бадер, А. П. Смирнов. М., 1954. 26 с., [3] л. ил.; Вильданов Р. Ф. Влияние сюжетов сасанидского и согдийского серебра на образы пермского звериного стиля / Р. Ф. Вильданов, А. Ф. Мельничук // Вестник Пермского университета. История. 2005. Вып. 5. С. 66-69; Даркевич В. П. Художественный металл Востока VIII-XIII вв.: произведения восточной торевтики на территории европейской части СССР и Зауралья. М.: Наука, 1976. 199 с.; Тревер К. В., Луконин В. Г. Сасанидское серебро: собрание Государственного Эрмитажа / К. В. Тревер, В. Г. Луконин. М., 1987. А. Ф. Мельничук)

 

К наиболее популярным сюжетам относятся изображения фантастических существ с чертами птицы и головой волка, собаки, и птицеподобные существа с изображением на груди человеческого лица, нередко на теле птицы - фигура стоящего в рост человека. В связи с параллелями арийской и финно-угорской мифологии хочется обратить внимание на один сюжет - культ медведя на Урале, как хозяина леса и угорское предание о том, что именно медведь принес людям огонь и научил им пользоваться. В арийской мифологии также есть образ медведя Анграоши, как Хранителя священного Огня, Света и знаний.

«Пермский звериный стиль», бесценный памятник культуры чуди, исчезнувшего народа, по легенде ушедшего под землю. Впрочем, некоторые исследователи считают, что чудь – это общее название для нескольких малых народов, населявших Урал и Западную Сибирь.

И, наконец, еще один косвенный, но очень существенный фактор - многочисленные находки ритуального персидского серебра (блюда, кувшины) Сасанидской эпохи на территории Пермского края. Большинство находок хранится сейчас в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Традиционно их появление считается результатом торговых связей населения Пермского края с Ираном. Современная археология доказала, что Камский торговый путь и в Древнем мире и в Средневековье был очень активен и насыщен всевозможными товарами со всего света.

Но возникает ряд вопросов. Почему обилие находок Сасанидского серебра локализовано преимущественно (до80% всех известных в мире кладов иранского серебра) именно Пермским краем? И, почему, при столь обширных торговых связях, мы не находим на Пермской земле в таком же количестве изделия из Египта, Греции, Рима, Китая? (Они, разумеется, есть, но их значительно меньше). Чем объяснить находки именно Иранского, именно Сасанидского (т.е. времен, когда Зороастризм был государственной религией в Иране), именно ритуального (использовавшегося в культовых целях) серебра и именно на территории Пермского края? Вполне логичным было бы предположение о неких символических дарах к легендарному месту рождения пророка Заратуштры от тех, кто продолжал исповедовать эту религию. История знает многочисленные примеры подобных "хаджей" в "Святую землю" Это, конечно, всего лишь версия, но весьма интересная, позволяющая в свете последних археологических открытий по-новому взглянуть на нашу историю.

Конечно, дальнейшая история персидского серебра была неоднозначна, возможно, оно действительно переходило из рук в руки и таким образом оказалось впоследствии в многочисленных кладах, где и было найдено вместе с Византийской посудой, Сасанидскими, арабскими и Среднеазиатскими монетами в 18-20вв. Но, что интересно, многие серебряные сасанидские блюда продолжали использоваться в культовых целях уже пермскими шаманами (сохранились процарапанные ими магические знаки). Т.е. местное население знало о ритуальной сути предметов, а не использовало их только лишь как объект материального накопления. Таким образом, факт присутствия ариев на Урале в предполагаемое время рождения Заратуштры и их культурное влияние на пришедшее им на смену местное население, является объективным. А версия рождения пророка Заратуштры в районе Перми вполне вероятной.

Но главное даже не в том, сможем ли мы достаточно точно и достоверно локализовать место рождения первого Пророка человечества. Территории, претендующие на титул "Родины пророка", есть и в Иране, и в Азербайджане, в Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Афганистане. Споры идут не одну тысячу лет и, видимо, будут длиться еще долго. Но ведь гении принадлежат всему миру. И главное, это их идеи, их мысли, преодолевающие время и пространство, связующие различные эпохи и цивилизации.

Заратуштра, родившийся, по мнению ряда ученых на Уральской земле, вернул людям почти забытое учение ариев о Добре и зле, их веру в Единого и Премудрого Бога-Творца, противостоящего духу разрушения. Проповеди Заратуштры возродили духовное наследие Арктиды. Мнение современных ученых единогласно - его идеи повлияли на все мировые религии, философию, науку и культуру нашей планеты, став стержнем человеческой цивилизации.
Просмотров: 1282 | Добавил: japmgn | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]