15:02 Клады Шемети | |
1. Легенда Древнейшая… Место Шемети находится рядом с местом рождения Заратуштры «…ярко вспыхивают виды тех мест, которые поражают своей красотой и исторической значимостью: гора Заратуштры, обдуваемая ветрами и омываемая водами двух рек - Камы и Чусовой…» И везде ты чувствуешь дыхание матери-Земли, ее спокойствие и умиротворенность. Где городская суетность, где житейские проблемы? Нет ничего, кроме вечного единства тебя и Природы, ты - ее любимое дитя. Вот кусочек белого селенита с горы Заратуштры. И вот полуостров наших дней. Местность поросла травой и редким леском, каменные постройки обвалились и засыпаны землей, только кое - где нагромождения базальтовых плит возвышаются, как и прежде, призывая зажечь огонь. Здесь исходят потоки чистых, высоких энергий, нисходящих с неба. От этого света становятся белыми берега… Быть может, мы слишком углубились в материальные проблемы, забывая о своем происхождении и единстве с матушкой-Землей. Наши предки ходили, не горбясь, неспешной, уверенной походкой, их сердца были открыты любому встречному, их души светились от внутренней доброты и любви друг к другу. Считается, что если побывать в Шемети, на белом береге, то можно ощутить небесный светящийся поток и почувствовать приятную прохладу - это взметнулись вверх фонтанчики чистой энергии Любви, у кого-то выше, у кого-то ниже, но все они устремляются к широкому небесному потоку, спеша с ним соединиться. На границе соединения верхнего потока с нижними образовывается огромная золотисто-оранжевая волна, она разлилась во все стороны, осыпая брызгами яркого энергетического дождя. В месте под названием Шемети соединяются мать-Земля и отец-Солнце, и люди, побывавшие здесь становятся обладателями священных знаний – законов соединения Природы и Космоса. Для нас, живущих в Перми, на изначальной территории возникновения зороастризма, особенно важны следующие слова пророка Заратуштры: "Учение непременно вернётся туда, откуда оно вышло". И для этого есть все основания. Ведь ключевые положения учения: жизнь в гармонии с законами мироздания, почитание Бога, противление злу, жизненный оптимизм, забота о ближнем и об окружающем мире, творческий созидательный труд, верность данному слову, рождение и воспитание достойного потомства - близки и понятны каждому нормальному человеку, а провозглашённый Заратуштрой путь спасения - "Благие мысли, Благие слова и Благие дела" - может и должен стать основой нашей жизни.
2. Легенда Древняя… Считается, что множество серебряных и других драгоценных вещей, шедших через Пермь с юга на север, каким-то образом оставались в пределах Пермской страны и потому теперь случайно открываемые от времени до времени. Это подало повод слагателям скандинавских саг воспеть Древнюю Биармию как какую-то необыкновенно богатую страну. Торговый путь из Хозарии, Болгарии и Перми пролегал далее на север до берегов Белого моря и устья С. Двины, куда приезжали для меновой торговли Норманны, в былые времена первые мореходы Западной Европы. Через Пермь северный путь шел не иначе, как реками Камой, Вишеркой, Колвой, Чусовским озером, Берёзовкой… Во второй половине IX века, как известно, нормандский мореплаватель Отер, состоявший на службе у Альфреда Великого, короля Англии, посетил устья С. Двины и сообщил потом о всём увиденном своему королю. Это было первое, достоверно известное, посещение Норманнами Беломорского побережья. По следам Отера направились на далёкий европейский восток и другие искатели лёгкой наживы. Отер сообщил Альфреду о видимой им стране, а последователи его слагали саги о Биармии (нынешняя Пермская земля) и её жителях. Саги включают в себя долгий период с IX века до начала XIII века. Пройдя район нынешней Перми, торговцы делали стоянки как раз в районе нынешних Шемети. Торговцы везли с собой столько серебра, что по ночам его свет освещал место стоянки, и берега становились белыми. Надо отметить свойства серебра, благодаря которым до сих пор эти места остаются светлыми и чистыми. Серебро - главное значение которого именно нравственная чистота, святость и целомудрие. Этому способствовали такие качества серебра, как белизна и способность препятствовать процессам порчи и гниения. Возможно, по причине этого последнего качества, серебру с древнейших времен придавалось магическое значение, свойство отгонять злые силы. Являясь символом целомудрия, духовной и телесной целостности, не ущербности, золото и серебро несколько отличаются друг от друга в своем значении. Серебро в большей степени отражает живую человеческую природу. Поэтому серебро идеально подходит для изготовления индивидуальных святынь: крестов, иконок и т.п. Соприкасаясь с нечистотой, болезнью, а в духовном плане — грехом, серебро имеет свойство чернеть, как бы символизируя падшее Адамово естество. Поэтому серебряный крест на теле, кроме духовной помощи, всегда подскажет о нарушении состояния здоровья человека. Это свойство использовали наши предки.
3. Легенда о «Закамском серебре» — одна из загадок русской истории. По сообщениям русских летописцев, его будто бы добывали в подвластном Великому Новгороду Прикамье в XIII—XV вв. Когда же эта территория перешла под власть Москвы, серебряные рудники подобно призрачному граду Китежу исчезли. Однако если от града Китежа никакой информации кроме легенды нет, и он считается мифическим, то серебро закамского происхождения было, по меньшей мере, экономической реальностью средневековой Руси. В настоящее время на Урале добычи серебра не производится, и некоторые исследователи считают, что и в Средние века серебра местного происхождения там не было, а соответствующие выплаты новгородцами Москве осуществлялись от доходов с торговли пушниной. Сведения о закамском серебре и других богатствах страны, называемой когда-то русскими Пермью Великой, неоднократно встречаются в различных средневековых документах. Скандинавские викинги оставили множество упоминаний о сказочно богатой стране Бьярмия, жители которой, бьярмы, говорили на языке, похожем на финский и поклонялись богу Юмале, которому подносили в дар драгоценные металлы. Есть об этом указания и у арабских и византийских авторов. Наиболее достоверные сведения о закамском серебре суммировал Николай Карамзин в «Истории государства Российского», который указывает, что Иван I Калита добивался от новгородцев выплат части серебра, добываемого за рекой Камой в Уральских горах, в пользу хана Золотой Орды. Действительно, новгородский летописец сообщал, что в 1332 г «…великыи князь Иванъ приде изъ Орды и възверже гнЂвъ на Новъгородъ, прося у нихъ серебра закамьского». Новгородцы неоднократно отказывали Калите, из-за чего он в 1333 г занял Торжок, а в 1337 г двинул московские полки в принадлежащую Новгороду Двинскую область, но, потерпев многочисленные потери, отступил. Стремясь к миру, новгородцы все-таки платили как обычную ханскую дань, так и контрибуции по мирным договорам. Калита стал первым московским князем, не только тратившим серебро и золото на подарки в Орде, но и покупавшим за него земли в чужих княжествах, в том числе с городами Углич, Белозерск и Галич, и все же оставившим наследникам богатую казну. По его завещанию не только дети, но и священники московские были одарены изделиями из серебра. Как князь Иван узнал о закамском серебре — неизвестно, хотя для ведения войны с Новгородом силами его еще небольшого княжества должен был быть очень серьезный повод. Можно только предположить, что информацией о доходах Великого Новгорода с ним поделился старший брат, великий князь Юрий Даниилович, погибший в Орде в 1325 г. Перед этим он предводительствовал новгородским и псковским войсками в войнах с Швецией и немецкими рыцарями, а затем — с Великим Устюгом, стоявшим между новгородцами и югрой, и с берегов Северной Двины отправился в Орду кружным путем по реке Каме через область Пермскую, то есть лично посетив три старинных области новгородского Северо-Востока: Двинскую (нынешнюю Архангельскую), Пермь Вычегодскую (теперь республика Коми) и Пермь Великую (ныне Пермский край). Вопрос о закамском серебре имеет непосредственное отношение к новому возвышению Руси над степью и к концу монголо-татарского ига. Русские сначала победили степь экономически, а уж потом военным путем, и военное превосходство было, в частности, обеспечено закупками в Европе появившегося в эту эпоху огнестрельного оружия. В течение следующего столетия русские княжества наполнились серебром настолько, что отменили обращение старинных денежных знаков, кун, представлявших собой лоскуты кожи с текстом, подобие современных бумажных денег. В России XV в. в ходу была только серебряная монета, и каждая деревня в 2-3 двора платила налогов ежегодно полтину серебром. Итальянский путешественник Марко Поло сообщал, что «…Страна эта не торговая, но много у них дорогих мехов высокой ценности; у них есть и соболя, и горностаи, и белки, и эрколины, и множество славных лисиц, лучших в свете. Много у них серебряных руд; добывают они много серебра». Карамзин, ссылаясь на это сообщение, выражает сомнение в его истинности и вновь упоминает, что тогда в русских землях не было другого серебра, кроме закамского, о котором к тому же в XV в. уже нет никаких упоминаний в сохранившихся документах. Тем не менее, количество серебра, которое новгородцы выплачивали, откупаясь от завоевателей, поразительно: только литовский князь Витовт однажды получил от них 60 пудов (около тонны), «что прежде открытия Америки было весьма много». Новгородское Заволочье, к которому относилась Двинская земля вместе с пермскими, было особенно богато и давало доходов существенно больше самого Новгорода со всей его западноевропейской торговлей. Дмитрию Донскому за Новгород платили окупа 3000 р, а за Заволочье — 5000 р. В 1397—1398 гг. Москва вновь вела войну с Новгородом за Двинскую область, и вновь новгородцы сумели отстоять свои земли, хотя уже не без труда: двинцы изменили и сдались московским полкам без боя. Лишь через год новгородская рать выбила москвичей, казнила изменников и обложила контрибуцией московских купцов. Наконец, через год после войны 1471 г, когда побежденный Новгород уже не мог защищать зависимые от него территории, Пермь Великая была присоединена к Московии, а сама Новгородская республика с оставшимися у нее владениями пользовалась независимостью еще лишь несколько лет. То ли в ходе войны, то ли еще до присоединения к Московскому государству, серебряные рудники в Прикамье, если они когда-либо существовали, были утеряны. В поисках серебра правительство Ивана III отправляло на восток одну экспедицию за другой. В 1491 г серебряная руда была найдена на реке Цильме в бассейне Печоры, но она оказалась слишком бедной, и разработка вскоре была прекращена. По меньшей мере, с XVIII в. на территории Пермской губернии существовали сотни приисков, где добывали тонны золота и платины, но платина, если ее и находили в допетровскую эпоху, в Средние века не считалась драгоценным металлом. Кроме того, золотые прииски расположены не на западных, а на восточных склонах Уральских гор, которые в Средние века были заселены враждебными Перми Великой вогулами (манси). Из-за чего пермяки так упорно воевали с вогулами, тоже неизвестно. Владение приисками на пограничной территории может быть причиной раздоров лишь гипотетически. После присоединения Великопермского княжества к Московскому государству Пермь утратила славу страны сказочных богатств, но на Урале появились люди, которые вдруг сказочно разбогатели. Традиция военного противостояния с племенами манси и их покровителями, сибирскими ханами, от пермяков перешла к русским, в частности, к семейству Строгановых. Аника Строганов, которого одни источники называют потомком новгородского купца, а другие — татарского мурзы, владел солеварнями в Перми Вычегодской. Он и его дети внезапно разбогатели, когда получили от Ивана Грозного разрешение на строительство солеварен в Перми Великой с особым условием «не делать руд, и если найдут где серебряную или медную, или оловянную, то немедленно извещать о том казначеев Государевых». Солеварни Строгановых располагались далеко к западу от Урала в районе Соли Камской. Тем не менее, по неизвестным причинам Строгановы старались закрепиться и за Уралом, на территориях манси и Сибирского ханства, хотя месторождений соли там нет. Втянувшись с войну с ханом Кучумом, Строгановы вынуждены были нанять целое войско казаков под предводительством атамана Ермака. В результате похода Ермака Сибирское ханство было разгромлено и присоединено к России. Сведений о разработках Строгановыми серебряных рудников нет, хотя их интерес к рудам хорошо известен. Даже на далекую Цильму они посылали собственную экспедицию. Известно также, что царь разрешил им для пробы добывать железную руду и завести в городке Орел литейный двор, чтобы лить пушки. Строгановы не были ни первыми, ни последними солепромышленниками в Пермском крае, но никто из прочих не может как-либо сравниться с ними по богатству и масштабам политического влияния, источником которого было то же неизвестно откуда взявшееся колоссальное богатство. Две волости Верхотурского уезда Пермской губернии, в котором расположены залежи платины и золота, в начале XVIII в. были отданы Петром Великим семье Демидовых. Демидовы в результате сказочно разбогатели, и не только за счет разработок залежей медной и железной руды, но и путем тайной добычи драгоценных металлов. Они даже якобы чеканили монету в подвалах знаменитой Невьянской башни, но затопили их вместе с рабочими, когда возникла опасность разоблачения. Когда же их тайна все-таки стала достоянием гласности, Акинфий Демидов заявил, что серебро добывал не на Урале, а на Алтае, поэтому к вопросу об уральских серебряных рудниках и Демидовы могут никакого отношения не иметь. Многочисленные рудопроявления серебра на Среднем и Южном Урале находили с XVI в. по настоящее время, но добыча из них серебра была экономически невыгодна. Перспективными считаются только руды Полярного Урала. Урал и в наше время остается регионом со сравнительно редким населением, в особенности Северный, где расположены древняя столица Перми Великой город Чердынь и старинные золотые прииски. Не исключено, что серебряные копи там тоже были, и не только на Цильме, но они потеряны в глубине веков, или их тайна хранится людьми, которые, подобно Строгановым и Демидовым, в этом могут быть заинтересованы. Надо отметить, что Шемети часто посещали представители рода Строгановых, резиденция которых находилась в Ильинском. Но! Эти посещения старались тщательно скрывать. Возникает вопрос – почему? Ответ может дать дальнейшее изучение истории «закамского серебра»…
4. Легенда современная… Шемети? Значение этого слова в современном исполнении… А что это такое?! По данным Пермского краевого Архива за 1904 год, Шемети – это деревня из 43-х дворов Сенькинской волости Пермского уезда. Население 119 мужчин и 117 женщин. А по данным «Усадебного комплекса «Белый Берег» за 2010 год в настоящее время на отдых можно разместить не меньше… Словари Ожегова и Даля говорят: «Шеметать и шеметаться – бездельничать, заниматься пустяками». «Усадебный комплекс «Белый Берег» считает, что это самое правильное времяпрепровождение на отдыхе или в отпуске. «И круче вряд ли есть оттяг, чем «Белый Берег» в Шеметях!» А еще есть значение Шемети от слов шемела, шемело… «Шемелой со двора долой!» - детская и девичья святочная игра: бег взапуски на корточках при песнях: «…не учила меня мать ни ткать, ни прясть, а учила меня мать шемелой играть!» «Усадебный комплекс «Белый Берег» организует в святочные дни особенные игрища, экскурсии и культурно-познавательныю программу. Не удивительно, что в Шемети водится много рыбы и это место привлекает рыбаков… Есть у этого места история происхождения от слова шемая – промысловая рыба из семейства карповых. Поэтому недалеко от Шемети, в п. Комарово, есть наливные пруды с рыбой семейства карповых… | |
|
Всего комментариев: 0 | |