01:41 Доплывут ли до России подводные сокровища Эрмитажа? | |
Доплывут ли до России подводные сокровища Эрмитажа?
Плавучий музей - это утопия В 1999 году экспедиция, организованная финном Рауно Койвусаари, обнаружила на дне Балтийского моря "Фрау Марию" - корабль, который некогда вез в Петербург произведения искусства, купленные Екатериной II для Эрмитажа. Россия, приходившая в себя после кризиса, инициативы тогда не проявила. Что оказалось на руку финнам - они объявили "Фрау" государственной собственностью. Но несколько лет спустя у нас вспомнили о национальном достоянии и решили-таки за него побороться. Инициаторами стали благотворительные фонды "Крейсер "Варяг" и "Спасение национальных культурно-исторических ценностей", их поддержали бизнесмен Михаил Слипенчук, Россвязьохранкультура и сотрудники Эрмитажа. Поначалу финны упорно не хотели делиться "Фрау", но после серии переговоров согласились, чтобы Россия подняла корабль, тем более что она возьмет на себя все финансовые расходы - около 50 млн евро. Год уйдет на подготовку, а в 2010-м мы уже можем рассчитывать на счастливое вызволение сокровищ из подводного плена. Поучаствовать в проекте захотели две всемирно известные компании, занимавшиеся подъемом подлодки "Курск", - SMIT Internationale и Mammoet Salvage. Чтобы умаслить все конфликтующие стороны, начали разговоры о превращении корабля в плавучий музей, но этот красивый вариант может оказаться слишком трудоемким. "Музейная" концепция заключается в следующем: корпус корабля должен быть помещен в огромный аквариум, а тот соответственно - на баржу вместе с экспонатами коллекции. Но велик шанс, что баржа с таким содержимым потеряет устойчивость. Да и какой смысл гонять баржу туда-сюда, если просто можно перевозить коллекцию из одного музея в другой? Кому достанутся богатства? Основным камнем преткновения стал вопрос собственности: сам корабль - голландский, груз русский, а затонул он на территории Финляндии. Голландцы от "Фрау" великодушно отказались, а вот финны отстаивают свое право на сокровище: по местному законодательству зарубежный артефакт, находящийся на территории Финляндии как минимум 50 лет в течение последнего столетия, не может экспортироваться без специального разрешения. Правда, самой Финляндии ста лет еще не исполнилось (до 1918 г. она входила в состав Российской империи), а значит, закон вполне можно оспорить. Содержимое "Фрау" официально принадлежало Екатерине Великой. Поэтому Россия, как правопреемница собственности Романовых, имеет на него весомые права. Впрочем, организаторы проекта в юридические дебаты вступать не собираются: главное - как можно быстрее достать сокровище со дна морского. "Мы сами предложили финнам поднять судно, не касаясь вопросов правообладания, иначе мы не увидим ценности еще много лет, - комментирует президент благотворительного фонда "Спасение национальных культурно-исторических ценностей" Артем Тарасов. - В дальнейшем спор будет решаться уже на уровне государств. В данном случае финское законодательство расходится с международным - по международным законам найденный груз принадлежит той стране, чьим имуществом он является. Несмотря на юридические неясности, Россия предложила целиком профинансировать этот проект. Нас не пугает даже то, что сокровища на корабле могли не уцелеть: в данном случае важна не выгода, а сам поступок". Планы спасения Вариант первый - поднимать корабль целиком. Для этого спроектирована конструкция из стали, которая должна "надеваться" на корабль. На бортах разместят емкости, куда будут закачивать воздух. На конструкции будет закреплен механизм для разработки тоннелей под судном. Сквозь тоннели водолазы протянут под кораблем стропы - полотенца из мягкого искусственного волокна шириной 40-60 см. С их помощью и будут поднимать корабль. "Мы продуем воздух в эту конструкцию, плюс будут специальные военно-морские понтоны и кран грузоподъемностью 100 тонн, - рассказывает Андрей Шпигель, гендиректор "Балтспецфлота". - Всю ее вместе с судном и поднимем. Оттянем на буксире и поставим в док". Вариант второй, более простой - поднять груз, а корабль оставить на дне. Для этого к участку, где находится "Фрау", будет подогнано специальное судно с мощной лебедкой, которая сможет опустить трос на глубину 40 метров. На конце троса будет крюк, удерживающий специальную площадку с ящиками для экспонатов. Этот способ значительно проще и удобнее. Что именно предпочесть - еще не решили. Вопрос в том, стоит ли овчинка выделки, ведь потребуются большие затраты, чтобы сохранить "Фрау" на суше: при взаимодействии с воздухом корабль неизбежно начнет разрушаться... Что известно о корабле Корабль "Фрау Мария" был построен в 1748 году, то есть сейчас ему уже 260 лет. Длина корабля 26,34 м, ширина 7,20 м, сделан он в основном из дуба, причем настолько крепкого, что ныряльщикам даже в наши дни не удалось вбить гвоздь в палубу. Мачты, скорее всего, сделаны из лиственницы. Сейчас "Фрау" находится на глубине 41 м недалеко от Аландских островов. Судно стоит на киле (видимо, из-за тяжелого груза в трюме), его корпус погружен в донные отложения на 1-1,5 метра. В отсутствие течений, при стабильной температуре (около 8 градусов) и малосоленой воде корабль прекрасно сохранился. Вот отрывок из отчета финнов: "У деревянных украшений и оснащения корабля не хватает верхнего слоя, но они находятся в хорошем состоянии... Часть такелажа лежит на палубе и на дне моря, при падении снасти повредили палубу за главной мачтой... Верхняя часть груза частично видна, были обнаружены следующие объекты: керамические трубки, цинковые слитки, коробка стеклянных линз, свинцовые печати и, возможно, остатки одежды". Финские ныряльщики смогли достать с "Фрау" несколько предметов, в том числе фарфоровые трубки для курения стоимостью до 2,5 тыс. долларов. Эту "Фрау" искали 228 лет 31 июля 1771 года на аукционе в Амстердаме князь Голицын купил картины голландских художников, антикварную мебель и другие ценности по заказу Екатерины II. Богатая коллекция предназначалась для Эрмитажа. Имена всех дилеров найти не удалось, но выяснилось, что всего было куплено 28 картин выдающихся голландских художников XVI-XVIII веков. Сохранились пометки в архивных записях - слова "Екатерина" или "рус". Ценный груз декларировать не стали - он значился как "дипломатическая почта". Мы можем только по записям, оставшимся с аукциона, судить, из чего он состоял. Остальная часть груза декларировалась, но менялась от порта к порту. Судя по таможенным документам, помимо сокровищ судно везло сахар, красители, ткани, чай, кофе, табак, зерно, книги. А также луковицы знаменитых голландских тюльпанов. Для того чтобы картины пережили путь без повреждений, их упаковали в пеналы из лосиной кожи, затем пеналы вложили в свинцовые сосуды и залили воском. Для перевозки артефактов в Санкт-Петербург было зафрахтовано голландское судно "Vrouw Maria" ("Фрау Мария"). Капитаном был некий Рейнуд Лоренс. "Фрау Мария" отчалила из Амстердама, обогнула Данию и поплыла вдоль шведского берега, заходя практически в каждый порт. Выйдя из последнего порта - города Або (нынешний Турку) 8 октября 1771 года, "Фрау" успела отойти от берега на 11 миль, и тут ее настиг шторм. Из-за поломки руля корабль налетел на скалы. Пробило корму, трюм постепенно заполнялся водой. Моряки до последнего пытались спасти судно. На протяжении недели они с заката до рассвета откачивали воду помпами, а на ночь сходили в шлюпки и ночевали на близлежащем острове. Но в конце недели, проснувшись, матросы обнаружили, что судно ушло под воду. Какую-то часть груза удалось спасти, один из моряков вроде бы даже успел забрать с судна шесть картин. 11 ноября 1771 года чрезвычайный посланник в Стокгольме граф И. Оcтерман направил на имя Екатерины II реляцию о крушении "Фрау Марии". А три месяца спустя губернатор Або сообщил в письме, что "...голландское судно, перевозившее картины для галереи императрицы и затонувшее у берегов Швеции, найдено". Русская императрица вела гневную переписку с кузеном, шведским королем Густавом. Но судно так и не подняли. Возможно, шведам, издавна промышлявшим грабежом барахлишка с потерпевших крушение кораблей, просто не хотелось расставаться с сокровищем. Но добыть артефакты им не удалось: скорее всего, судно из-за штормов поменяло свое местоположение, и его так и не смогли найти. Ведь 41 метр для того времени глубина очень серьезная. Как бы то ни было, "Фрау Мария" пропала на 228 лет... Бизнесмен Артем Тарасов написал роман об этом "Титанике" XVIII века О необыкновенном путешествии сокровищ Эрмитажа мы сможем узнать во всех художественных подробностях в декабре этого года, когда увидит свет исторический роман Артема Тарасова о "Фрау Марии". "Это будет беллетристическая история, основанная на реальных событиях, - рассказывает Тарасов, - своего рода "Титаник" XVIII века". Автор потратил полгода на изучение всех архивных подробностей. "Я надеялся найти подробности в исторических источниках, но представьте - ничегошеньки не оказалось, пришлось по крупицам собирать информацию самому". Восстановленная и дофантазированная Тарасовым история объединяет известных исторических персонажей, таких, как князь Голицын (покупавший картины для коллекции), граф Андрей Петрович Шувалов (сообщивший Екатерине об аукционе), маркиза де Помпадур (соперничавшая с русской императрицей за картины), прусский король Фридрих и другие. Сюжет будущего романа таков: у владельца картин, проданных Эрмитажу, голландца Геррита Браамкампа, оказывается, был брат, служивший адмиралом в России, - Рене Браамкамп. Свою внучку, прекрасную Аннабель, Рене отправил к дяде в Амстердам, и именно она и занималась картинами: вела каталоги и систематизировала коллекцию. Умирая, Геррит сообщил внучатой племяннице свое последнее желание: чтобы картины вернулись в Россию, и она отправилась вместе с ними. Так Аннабель стала участницей рокового путешествия на "Фрау Марии". Вместе с ней на корабле оказался граф Андрей Петрович Шувалов, уникального ума человек, дипломат, друг Вольтера и поэт (стихи сочинял, правда, на французском, но Артем Тарасов перевел одно из его творений на русский язык). Между графом и Аннабель вспыхнуло бурное чувство. Не обошлось и без мистики: не мог же, в конце концов, корабль простоять 228 лет на дне морском в целости и сохранности без участия потусторонних сил? Финала автор не раскрывает, но обещает максимальное соответствие исторической правде. 28 утонувших картин 1. Хендрик ван Бален (1575-1632) "Молодой Иисус Христос", написана совместно с Брейгелем. 2-4. Герард Терборх (1617-1681) "Музыкант с гитарой", "Офицер пишущий письмо" и "Девушка с собакой". 5-6. Исаак Гедик (1617-1678) "Комната с винтовой лестницей" и "Женщина за столом". 7-8. Герард Доу (1613-1675) "Девушка в желтом" и "На приеме у хирурга". Возможно, куплен также триптих художника - за 15 000 гульденов. Если картина будет обнаружена, она может стать самым дорогим произведением живописи в мире общим размером девять квадратных метров. 9. Ян ван Гойен (1596-1656) "Деревня на берегу реки". 10. Виллем Йозеф Лакай (1738-1798) "Художник с учеником". 11. Леве (? - ?) "Крестьяне на свадьбе". 12. Йоханнес Лингельбах(1622-1674) "Корабль на якоре". 13. Габриель Метсю (1629-1669) "Служанка с зайцем в руках". 14. Франс ван дер Мин (1719-1783) "Джентльмен с бокалом". 15. Адриан ван Остаде (1610-1685) "Человек за столом". 16. Паулус Поттер (1625-1654) "Большая воловья повозка". 17. Абрахам Сторк(1644-1708) "Город на Рейне". 18. Адриан ван де Вельде (1636-1672) "Стадо на отдыхе". 19. Якоб де Вит (1695-1754) "Кувшин с цветами". 20-24. Филипс Вауэрман (1619-1668) "Драка", "Старый дом", "Сцена с охотником", "Мальчик с лошадью", "У реки". 25. Герман Цафтлевен (1609-1680) "Ландшафт с охотниками". 26. Хендрик Мартенс Цорг (1611-1670) "Интерьер: стол с фазанами". 27-28. Картины неизвестных художников. | |
|
Всего комментариев: 0 | |